ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 7, 2025

Безградусная перспектива

Рейтинг: 0

Автор: Елена Комарова. Фома

Каждое следующее поколение россиян пьет меньше, чем поколение их родителей, утверждают исследователи. Рюмка водки на столе перестает быть для молодежи атрибутом взросления: зумеры чаще видят в крепких спиртных напитках риск здоровью, а не символ зрелости. Между тем объем производства алкогольных напитков за последние годы кратно не падает, а поступления налогов с продаж только растут. Разбираемся, что происходит с бокалом — он наполовину полон или пуст.

Без водки не скучно

Официальная статистика говорит о том, что употребление алкоголя в России из года в год снижается. По оценке Минздрава, в период с 2008 по 2021 год потребление алкоголя на душу населения сократилось с 15,7 до 9,1 литра в год. Смертность от его потребления за это время среди мужчин снизилась на 39%, среди женщин — на 36%. В планах — до 2030 года сократить потребление алкоголя до 7,8 литра на душу населения.

Согласно опросу ВЦИОМа, за последние 20 лет количество трезвенников среди россиян выросло почти вдвое. При этом трендсеттерами здорового образа жизни становятся зумеры (рожденные в 2001 году и позже) и младшие миллениалы (1992–2000). Доля абстинентов (не путать с названием похмельного синдрома) — тех, кто вообще не потребляет спиртное, — практически сравнялась с долей текущих потребителей алкоголя (48% и 52% соответственно), тогда как в 2005 году последних было чуть ли не втрое больше, чем трезвенников (73% и 27%).

Паттерны потребления алкоголя у россиян за последние полтора десятилетия явно изменились, утверждает социолог Валерия Кондратенко из НИУ ВШЭ.

И наиболее ярко этот переход выражен у молодых людей. Водке остаются верны представители старших поколений, тогда как среди зумеров потребители водки практически отсутствуют (1%). Вину они предпочитают пиво. Наряду с младшими миллениалами и старшим поколением (77 лет и старше) зумерам более близок трезвый образ жизни: доля абстинентов тут варьируется от 54% до 61%.

Смотря как считать

Позитивные сдвиги начались после того, как государство усилило меры по регулированию потребления алкоголя, убеждены социологи. За последние 15 лет в России практически полностью запретили рекламу алкогольной продукции, была разработана и реализуется антиалкогольная политика, еще в 2006 году создана ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), введены акцизные марки.

Возникает вопрос: если доля трезвенников практически сравнялась с долей потребителей алкоголя, то почему объемы его продаж, например, за последние три года не показывают значительного спада? По данным ЕГАИС, оператором которой выступает Росалкогольтабакконтроль, за первые два квартала 2023 года продано 110 783 тыс. декалитров, за аналогичный период 2024 года — на 4573 тыс. декалитров больше, 2025 года — на 16 594 тыс. декалитров меньше, чем в 2024 году. Если граждане стали меньше употреблять, то по логике спрос должен упасть. Но сообразно ли ему упало и предложение?

«Прежде всего необходимо отметить, какие именно объемы продаж растут, — поясняет пресс-секретарь Росалкогольтабакконтроля Александр Куликов. — В нашем случае мы говорим об объемах легальных розничных продаж в лицензированной рознице. Легальные розничные продажи, равно как и рост поступлений акцизов с алкогольного рынка, являются индикаторами обеления рынка. То есть потребитель отказывается от приобретения опасной для жизни и нелегальной продукции и делает свой выбор в пользу покупки алкоголя в лицензированном магазине».

По словам Александра Куликова, это результат проводимой государственной политики в сфере производства и оборота алкогольной продукции, а также скоординированной и эффективной работы всех заинтересованных ведомств.

Но есть ли корреляция между снижением потребления алкоголя и продажами?

«Прямой корреляции нет, — полагает начальник аналитического отдела инвесткомпании „Риком-Траст“, экономист Олег Абелев. — Рост доли абстинентов не означает, что оставшиеся 52% пьют столько же, сколько и раньше. Есть такое понятие, как „поляризация потребления“. То есть одна группа отказывается от алкоголя совсем, а другая, которая регулярно потребляет алкоголь, может потреблять меньше, но более качественный и более дорогой алкоголь. И поэтому это не приводит к пропорциональному падению в декалитрах».

Кроме того, есть эффект лага данных, потому что опросы в целом фиксируют тренд, который формируется годами, добавляет наш собеседник. А данные ЕГАИС — это квартальные данные, такой моментальный снимок, на который влияют какие-то краткосрочные факторы: сезонность, повышение акцизов и так далее.

«Плюс есть еще такая штука, как статистический парадокс, когда сокращается число пьющих при сохранении объемов продаж, — говорит Олег Абелев. — Это означает, что просто выросло среднее потребление на одного пьющего человека. К тому же часть алкоголя используется не для употребления, а для приготовления консервов, подарков. Объемы продаж в барах, ресторанах, кейтерингах тоже ведут себя иначе, чем в рознице».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни